Данный блог является обобщённым сборником статей о разных заброшенных, полузаброшенных и просто интересных местах. Статьи созданы исключительно для того, чтобы делиться впечатлениями, и не призывают никого к совершению каких-либо выходов в описываемые места. Все такого рода походы совершаются на свой страх и риск, поэтому за их последствия авторы блога ответственности не несут.

суббота, 11 мая 2013 г.

Поход к дольменам в предгорья Главного Кавказского хребта 9 августа 2012 года.


Благополучно проделывать путь важнее, чем прибыть в пункт назначения.
Роберт Льюис Стивенсон

Предисловие.

    Я, приехав отдыхать в санаторий «Зорька», находящийся рядом с посёлком Небуг под Туапсе, давно мечтал совершить пеший поход в какое-нибудь интересное место Кавказских гор. Ведь одно дело – цивилизованные организованные экскурсии, хорошие, интересные, но там всё расписано, всё в рамках, а другое дело – ты наедине с горами, твой экскурсовод – это карта и скудные данные в виде цифр координат, скорости движения и высоты над уровнем моря, пробивающиеся слабыми сигналами с GPS-спутников. В общем, только горы и я – такое романтичное рандеву, растянутое на 18 часов и примерно на 50 километров пройденного расстояния. И хотя мне все говорили, что я, мол, буду чуть ли не последним идиотом, если пойду один в горы, что это опасно и прочие вещи в таком ключе, я взял и пошёл. Один, ибо попутчиков не нашёл среди товарищей. Пошёл, наплевав на возгласы об опасностях одиночного похода, ведь, в конце концов, я никогда не любил правила и запреты.

В долине реки Небуг.

    Сначала нужно было для похода подготовить всё необходимое. Рюкзак, сменные вещи, еду, снаряжение. Первые три пункта не были проблемой, но нужно было хорошо обдумать снаряжение. Что нужно в горном походе? Нож – это главное, святая святых любого похода. Помнится, почти в любом так называемом «Task Force», то есть спецподразделении, мира есть упражнение на выживание, когда даётся только пара тройка спичек и нож, и нужно продержаться определённое время. У меня был замечательный американский друг – «Cold Steel Bushman CS-95», отличный сбалансированный прочный большой нож, не раз меня выручавший, выручивший и в этом походе. Верёвки, причём прочные, способные выдержать человека – несомненно, важны в горном походе. Кавказский хребет в своём начале, это, конечно, не Гималаи, но отвесы бывают даже на Подмосковных холмах. Ещё – специальные стойкие к воде и ветру спички, зажигалка-«турбо» и сухое топливо. Без этого никак. Котелок. Да-да, стандартный советский полевой солдатский котелок, зелёный и промасленный от долгого хранения на складе образца 1980 года. Компас и карты – это просто очевидно. Бинокль – неплохо бы, но у меня его не было. Далее по списку шли полиэтиленовые пакеты – чтобы упаковать документы, спички, пару моих смартфонов, в общем, всё то, что влагу не любит. А зачем в походе документы, возможно, спросите вы? Хороший вопрос. Если вдруг я бы настолько понравился горам, что они бы решили забрать меня навсегда, то затем, чтобы кто-то, найдя мой труп спустя пару дней или пару тысячелетий (как это случилось с легендарным Эци (Ötzi)), знал, кого он нашёл.

    За большей частью необходимого я отправился в один магазинчик преимущественно рыболовного снаряжения в Туапсе. Хороший магазин, а главное – хорошие продавцы в нём. Верёвки купил 20 метров по 12 рублей за 1 метр, компас взял, пару коробок спичек по 60 рублей за пачку из 20 крайне хороших охотничьих спичек, турбо-зажигалку купил всего за сотню рублей, при этом она оказалась хороша, несмотря на цену, сухого горючего в таблетках взял за, вроде как, 50 рублей. Но гвоздём моего шоппинга стал котелок. Я, попросив помочь подобрать мне хороший котелок в цене до трёхсот рублей, ожидал, в лучшем случае очередной заурядный фабричный китайский товар из отбросов алюминия. Какого же было моё удивление, когда за 250 рублей мне вынесли советский котелок 1980 года (!!!) выпуска, который за свою жизнь сменил, наверное, не один военный склад и, в конце концов, оказался в этом магазине, наверное, силами связей на Кубани (а они в этих местах ценнее любых денег) или ловкого барыги от армейских. Вынесли котелок, посоветовали промыть от масла (а его в нём было много, всё же с восьмидесятых-то…) и продали всё, что я просил. Пообщался с хозяином магазина, мужик он радушный, напоследок подарил мне металлическую стопку, «за хорошие покупки и хорошее начинание».

    Далее по плану шла печать карты. Поскольку высматривать на A4 подробную топографическую карту, это всё равно, что пытаться на Луне невооружённым взглядом «Луноход» найти, нужен был большой формат. Я пошёл в Туапсинскую типографию. Пообщался с их производственными работниками, сошлись на том, что делаю 4 листа A3: две карты, плюс ещё одну большую, разделённую на два «А-третьих». По 60 рублей за лист, плюс работа оператора, итого вышло 300. Но это того стоило: качественная плотная бумага и невероятно чёткая и качественная печать. Купил в соседнем канцелярском магазине ещё на всякий случай карандаш, ластик, маркеры, скотч и транспортир.

    Итак, всё было готово, оставалось только всё ещё раз обдумать и собрать, а также купить еды. С едой я сразу определился: сухофрукты с орехами – это обязательно, ибо они дают много энергии, позволяя долго держаться, но помещаются даже в карман. Около 5 литров воды. Много для обычного похода на сутки, но тут Юг, жара и горы, плюс я не был ещё знаком с качеством воды тамошних рек. Сосиски. Просто и со вкусом, как говорится, жарить на костре и есть – одно удовольствие. Хлеб, полбуханки. Необязательно, в принципе, но не помешает. Одна консервная банка тушёнки (купил свиную) – на случай задержки в пути и проблем с другой едой. Яблоко одно – взял, ибо под руку подвернулось. Ещё взял кофе и сахар, думал закипятить воду и пить, не пригодилось из-за бурной и сумбурной концовки похода (об этом позже), но очень хотелось, жалею, что не вышло тогда. Могу сказать, что с тем запасом еды, что я взял, можно было прожить в горах и 4 дня. Я рассчитывал на день, но чтобы было сытно (хотя всё равно мало ел), а также на то, чтобы не было проблем, если поход затянется и (или) я где-то застряну. Чуть не забыл. Взял 4 маленьких (из 4 кубиков каждая) горьких шоколадок (впоследствии понял, что сглупил, ибо нормально съел лишь одну, потому что утро было, остальные растаяли в жаркий день и были уже малопригодны к употреблению в пищу).

    Оставалось всё убрать в рюкзак (та ещё задачка выдалась) и сшить из двух оставшихся с прошлой университетской смены в санатории покрывал одно – как одеяло. Спальника с собой не было (равно как и палатки), только пенка, поэтому, на случай ночёвки, нужно было что-то, чтобы укрыться. Вообще ночёвка в мои планы не входила (тот бы ещё вышел переполох среди старших в санатории, ведь они всё так любят преувеличивать), но предусмотреть надо было всё. Сшил покрывала, упаковал всё в рюкзак, взяв, в довесок ещё туалетной бумаги (она использовалась как растопка костра, но не по прямому назначению) и репеллент против комаров и клещей. Связал всё (котелок, набитый едой, рюкзак, пенку, моток основной верёвки, нож в ножнах) в единую конструкцию. Взвесил в руке, вышло, вроде как, килограмм на двадцать-двадцать пять. Неплохо. «Скоро уже, очень скоро…», – думал я. Действительно, к концу подошёл вечер 8 августа, а вставать надо было уже в 5:30 утра 9 августа…
Далее рассказ пойдёт в виде путевых заметок, написанных во время трёх больших остановок.

Федеральная трасса М-27 (участок между санаторием "Зорька" и посёлком Небуг). Именно здесь начался поход.

Остановка первая.

Время: 09:10 МСК.
Текущие координаты: N 44° 12' 43,179''
                                              E 39° 01' 40,964''
Высота над уровнем моря: 45 метров.
Детали и заметки далее.
    На момент остановки вниз по реке проезжал «Урал», который был мною встречен и раньше, тогда он ехал с людьми из посёлка Небуг вверх по одноимённой реке, сейчас же он ехал почти пустой.
    Также едущим вверх по реке за ~20 минут до этой остановки был встречен типичный открытый «УАЗ» с туристами, похоже на частую для здешних мест джиппинг-экскурсию.
Погода хорошая, переменная облачность, утро выдалось свежее. Спустя полчаса после выхода из Небуга было встречено стадо пасущихся коров. А ещё в окрестностях много диких и полу-диких собак. Я нашёл хорошую в меру толстую ветку, относительно прямую, сделал из неё посох и оточил его ножом с одного конца на случай встречи с диким зверем.
    Спустя 10 минут после написания строк выше. Проехал ещё один такой же «УАЗ».
  Привал окончен в 10:45 МСК. Съедено 2 сосиски, зажаренных на костре и маленькая шоколадка, выпита бутылка воды.
    Вверх по реке проехало ещё три «УАЗа» и один назад, вниз по реке.

Долина реки Небуг.

Остатки старых гидротехнических сооружений, первые 5 километров на север от посёлка вверх по реке.

Обилие мелкой рыбы в реке.

Проплывающая в реке рыба.

Остановка вторая.

Время: 12:00 МСК.
Текущие координаты: N 44° 13' 56,087''
                                              E 39° 02' 05,793''
Высота над уровнем моря: 205 метров.
Детали и заметки далее.
    После написания последней записи машин не встречал. Наконец-то вышел на тропу, которая должна вывести меня к дольменам. Что странно: тропа – это вовсе не тропа, как на карте, а грунтовая дорога, в которую впишется даже самосвал. Но её такой сделали: начиная от того места, где ЛЭП второй раз пересекают реку Небуг, идут следы гусениц. Похоже на бульдозер, так как для танка колея узкая, да и нечего тут танкам делать. Непонятно, зачем кому-то превращать тропу в дорогу, расширяя её. Возможно, делают (делали) новый джиппинг-маршрут (или конный маршрут, хотя вряд ли, лошади пройти могут и по тропе).
    12:18 МСК – услышал внизу странные звуки, вроде трактора или чего-то подобного, со скрежетом.
    А может быть их (прим. – делавших дорогу) тоже интересуют дольмены?
    Подъём по этой дороге-тропе тяжелый, один её километр тяжелее чем десяток по речной долине.
    Поел сухофруктов, попил воды. Первая пачка сухофруктов кончилась.
    Небо понемногу затягивается, но облака пока что не дождевые. Стало чуть прохладнее.
    12:20 МСК – те самые механические звуки прекратились.
   Тут тихо. Поют птицы. Ах да, чуть не забыл. При подъёме в кустах слева от меня, судя по звукам, шнырял какой-то зверь. Небольшой, может, размером с лисицу. Кто это я так и не смог понять.

Вид на юг. Далее, примерно в 10 километрах, уже за склонами видимых гор, начинается Чёрное море. В нижней части фото - вырубка, сделанная лесозаготовителями. Между горами лежит долина реки Небуг.

Долина Небуга.

Остановка третья.

Время: 14:00 МСК.
Текущие координаты: N 44° 14' 39,785''
                                              E 39° 01' 40,813''
Высота над уровнем моря: 409 метров.
Детали и заметки далее.
    Очень крутой подъём позади, и я на хребте. Колея и следы на дороге объяснялись просто: выше, где-то на 340 метрах оказалась группа из 5-6 лесозаготовителей с бензопилами. Они там работали. У них была большая брезентовая палатка, даже с окнами из стекла. Размером палатка эта была с небольшой дом. Из этого, а также из того, что было много сушившихся вещей, я сделал вывод, что они там работают не один день, а не только с утра до вечера.
    Вокруг очень красивый вид, чуть северо-восточнее виден Главный Кавказский хребет. Западнее видна гора высотой метров 600-700, на вершине которой небольшой луг (называемый альпийским). Восточнее видно ущелье – это Небуг поворачивает с севера на восток. В лесу по бокам дороги очень много ящериц и другой живности.
На востоке вдали гром и немного виден облачный фронт, но я не беспокоюсь, так как ветер северо-западный.
    Я не ел в этот привал, только лишь выпил воды. Посушил на камнях футболку и платок. Кажется, зря я её снял, чувствую, что немного обгораю.
Самое, пожалуй, удивительное – на этом участке мой телефон Nokia 5800 Xpress Music поймал сигнал сети «Мегафон». Странно, но факт: на экране сеть была стабильно в виде двух «палочек».
    Над головой часто слышу летящие самолёты.
    А вообще тут очень тихо, мирно и спокойно. Горная тропа уходит вверх. Пора идти…

Горная тропа, уходящая вверх...

Площадка, где был сделан третий привал. Она хорошо продувается ветрами и с неё отличный вид, но солнце её палит невыносимо.

Вид на гору Погорелая (581,4 метра).

Вид на Главный Кавказский хребет, уходящий на юго-восток. Внизу - долина реки Небуг.


Заключение. 

Я вернулся…

    То, что произошло потом, не дало мне не только возможности для остановки, но чуть было не оставило меня в горах насовсем, поэтому то, что тут будет изложено, написано уже дома по воспоминаниям.

    После третьей остановки я пошёл вверх по хребту по горной дороге. Через километр с небольшим я вышел на очередную стоянку лесорубов. Там же стояли вездеходы – именно они сделали дорогу такой, какой я её застал. Там было всего двое лесорубов, они лежали под палаткой-тентом, т.е. у этой палатки стен не было, хот размеры были большие, как и на предыдущей стоянке. Я прошёл дальше, встретил развилку (дорога уходила вниз с большим уклоном дальше на север, а её отворот вёл на восток). Меня это удивило, так как судя по карте, я должен был быть минимум как в полутора километрах от развилки. Не зная как быть и не желая спускаться вниз (в случае ошибки подъём назад был бы тяжеловат), я пошёл назад, к мирно лежащим на матрацах лесорубам с намерением спросить путь у них, но они меня опередили:
    – Потерял кого-то?
   – Здравствуйте! Я бы у вас вот что уточнить хотел: как тут к дольменам пройти?
   – К дольменам? Слушай не знаю, – сказал молодой лесоруб – А ты слышал что про них? – тут он обратился к старшему товарищу.
    – Что-то слыхал, – ответил старший, задумался, выдержав паузу, потом добавил – Но точно не знаю, слышал, что были тут где-то в этих местах.
    – Да вот давайте я вам карту покажу, по карте посмотрим, может что подскажете, – сказал я и подошёл, доставая карту, к молодому, тому, который лежал в ближнем ко мне углу палатки.

    Стали смотреть карту. Обсуждали маршрут. Лесорубы утверждали, что по дороге вниз и на север я выйду к реке Псебе, странно, ибо до неё отсюда не меньше 8 километров. Про дорогу направо они мне тоже ничего вразумительного сказать не могли. Но сказали, что, мол, та тропа, что на карте есть реально и чтобы выйти туда, куда я хочу, нужно идти по вырубленному лесу, под ним, вроде как, и лежит тропа.

    Про дороги они мне объяснили, что это волока – проделанные в лесу вездеходами пути для вывоза тракторами леса. Я спросил, давно ли они тут. Говорят, что три недели. Я удивился, но они ответили, что работа это такая. На мой вопрос о том, как и чем они тут питаются и заправляют генератор они сказали, что раз в несколько дней спускаются в долину реки на вездеходах, а туда уже к спуску по реке на внедорожниках им подвозят припасы. Я ещё раз спросил, точно ли они мне указали путь, они ответили, что да. Распрощался с ними и пошёл.

   И с этого момента начались сомнения, повлёкшие все дальнейшие трудности. То ли лесорубы были неправы, то ли я сделал что-то не так, но до дольменов я так и не дошёл.

    Я вышел на полосу вырубленного леса. Дороги там не было, была лишь огромная растянутая куча лежащих деревьев. Приходилось делать чудеса эквилибристики, чтобы пройти по этому месиву. Всё то время, что я там шёл, а точнее – прыгал, я ни разу не ступил на твёрдую землю.

    Но самое неприятное ждало меня впереди. Всё было верно рассчитано, я действительно шёл по хребту, так как справа и слева были склоны. Впереди была гора и она реально была примерно метров 500 высотой (а по карте впереди должна была быть высота 525,9). Но, дойдя до следующего подъёма, дороги я не нашёл. Начинался лес, камни, но без дороги. Я подумал: «Мало ли, карте лет больше, чем мне, могло что-то и измениться» и полез продираться дальше. Сначала деревья росли неплотно, но подъём становился всё круче и круче, и вот уже приходится карабкаться, а не идти. Но вот отвес с камнями и землёй кончился и снова гора. Но теперь уже шёл лес и ориентироваться стало сложнее. Я встал и стал осматриваться. Дольменов не было, дороги тоже. Продираться было всё сложнее, деревья, кусты и колючки то и дело цепляли руки, рюкзак и пенку. А ещё почему-то иногда на деревьях встречались повязки из красно-белой пластиковой ленты, которой ещё дорожные работы отмечают, и странные надписи вроде «BY-76», но, немного походив по пути с этими отметками, я понял, что они никуда не приведут. До сих пор неясно, что это было – отметки туристического маршрута или что-то иное.

    Было неясно, что делать дальше. Понемногу до меня стало доходить, что дольменов не видать, по крайней мере, сегодня, так что я решил, не без сожаления, спускаться к Небугу, пока ещё, правда, не имея понятия, как. Тогда я ещё не знал, что дорога домой превратится в ад…

     Я стал спускаться через лесистый склон, ориентируясь только по компасу. Вся сложность заключалась в том, что склон был крутой и было невозможно спускаться, не держась за деревья, так как земля то и дело ехала из под ног и спасали только посох и деревья, на которых я повисал, как колбаса. Так продолжалось почти два часа: от дерева к дереву, то строго вниз, то направо, то влево. Колючки, дерущие руки, земля, уходящая из под ног, камни, временами скатывающиеся сверху… Тогда я думал, что не выйду оттуда никогда, ведь по ощущениям пройдено было много, но конца спуска видно не было, только лес кругом. В конце концов, я увидел слева просвет. Обрадовался, подумал, что вот он – выход, но оказалось, что это лишь горный ручей, а дальше – такая же лесистая гора. К тому же, один такой я уже перешёл (не без труда). Сначала я думал, что спускаться по руслу пересохшего наполовину ручья будет удобно, но оно было каменистым и шло под таким углом, что по нему можно было разве что катиться кубарем вниз. Так что я пошёл дальше. Склон продолжался, только теперь спуск шёл по какому-то горбу. С одной стороны, там было много деревьев, так что шансы укатиться вниз и сломать шею сократились, ибо было за что держаться. Но с другой стороны, на нём росло обилие кустов, а главное – колючек, про которые я тогда высказал вслух и про себя огромный поток нецензурных слов, пока продирался через них. Они были похожи на стебли роз, только толще и длиннее, а ещё они вились по кустам и деревьям, то и дело, преграждая путь. Ножом рубить их тоже не особо получалось – они не были натянуты и просто прогибались под клинком. Но вот и они остались позади и, наконец, я вышел на плоский участок русла того ручья, который был всё время справа от меня. Я прошёл ещё несколько шагов и тут увидел ещё одну напасть. Ручей переходил в водопад, и у меня было только два пути: либо наверх по этой адской горе, либо вниз по отвесной скале водопада. Я остановился и задумался.

    Понятны были две вещи. Каньон впереди, так или иначе, был легче по проходимости, чем склон, где земля уходит из под ног. И ручей в горах не может впадать в другую гору, а озёр и одиночных рек, судя по карте, там не было. Так что единственным выходом было идти по этой речке. К тому же, я примерно понял, где нахожусь – на одном безымянном притоке Небуга, что подтверждалось сверкой угла по компасу. Но меня смущало другое – в чашу водопада, которая внизу, впадал ещё один ручей, который шёл с севера, то есть тот, что был слева. По карте его там быть не могло и не должно было быть, но он был, так или иначе, а ошибаться я тоже не мог. Позднее, когда я просматривал снимки этого участка местности со спутника, я обнаружил что-то едва напоминающее это ручей, но из-за деревьев установить было сложно. Я подумал, что неважно даже, что это за река, вариантов немного, ведь течёт она на юго-восток, так что она, так или иначе, выведет к Небугу. Хотя, если есть одна ошибка на карте, то может быть и другая, и самым страшным могло стать то, что река вывела бы меня к ущелью, где она заканчивалась, но этого не случилось.

Тот самый пересохший водопад. Качество снимка не самое лучшее: к тому времени объектив был  загрязнён.

    Но все эти проблемы и размышления меркли перед одним – все дальнейшие пути, неважно какие, куда и как ведущие, могли начаться только после того, как я окажусь внизу, в чаше водопада. А пока я наверху. И нужно спускаться. Скала водопада была чуть более 20 метров, это я определил по тому, что у меня была двадцатиметровая верёвка, и её немного не хватило, чтобы достать до низа. Я долго думал, что же спустить на верёвке: себя или рюкзак. В рюкзаке вещи, еда, документы, наконец. Тогда я решил спускать рюкзак. Всё равно верёвку негде было закрепить сверху, поэтому выбора особо и не было. Когда рюкзак оказался внизу, я бросил верёвку вниз, туда же отправил и посох. Обратного пути не было. Только вниз. И я стал спускаться по скале, оставив страх сверху. Камень за камнем, выступ за выступом. Нужно минимум три точки опоры. Иногда их было только две, и иногда приходилось доставать ногой до следующего хоть немного выступающего камня вслепую, наудачу.

    Но вот я, наконец, оказался метрах в двух от дна чаши, и можно было прыгать к рюкзаку. Я прыгнул. «Надо же, как тут здорово, – стоять на твёрдой поверхности», – подумалось в тот момент. Осмотрев рюкзак, я с сожалением заметил, что он был порван по шву сверху, там, где лямки пришиваются к основной его части. Выбора не было, сколько продержится, столько продержится, так что я надел его, вынув оттуда предварительно яблоко, и пошёл дальше. Каньон был красив. С двух сторон – высоченные каменные стены, с которых вниз свисали корни и лианы с листьями. В низу под ногами протекал ручей, иногда попадались родники с чистой холодной водой. Доев яблоко, я попил из одного такого родника – вода приятная и освежающая. Но потом попался ещё один отвес-водопад, на этот раз, правда, поменьше. Тут пришлось спускаться по боковой стене каньона. Потом через некоторое время и ещё один водопад. И снова мокрые ноги, спуск по отвесу, только теперь добавляли сложности скользкие камни. С трудом я преодолел и его, оказавшись внизу в ручье.

    Путь дальше оказался попроще, уже без отвесов и вот, наконец, к своему величайшему облегчению я вышел в долину Небуга. Осмотрелся и понял – да, вот оно, что надо. Есть такие жевательные резинки, с вкладышами «Love is…» Я же подумал: «Life is… Радоваться обычной реке». Забавно. От чего ушёл, к тому и пришёл. Просто от того участка, где я свернул на хребет, до того места, где я был сейчас, всего лишь около часа ходу по долине Небуга, но горы отняли у меня часов 5-6, не меньше.

Пасущиеся коровы - первые, кого я встретил на подступах к посёлку Небуг.

    Рюкзак к тому моменту порвался ещё больше, порваны были и штаны. Пришлось их переодеть, к счастью, я зачем-то взял запасные. И началась дорога назад, к посёлку и санаторию. Пришлось ускориться, чтобы прийти до 23 часов. С какого-то момента стали попадаться всё те же экскурсионные «УАЗики», а один раз попалась внедорожная «Toyota»-пикап. Потом пасущиеся кони, а дальше – и коровы, натолкнули на мысль, что посёлок уже близко. Действительно, солнце уже село, наступали сумерки и вот, через некоторое время показались первые дома, видимые вдалеке. Какое счастье. Ног я уже не чувствовал, равно как и плеч. Но был безмерно рад. Вышел в посёлок. Он долго ещё тянулся до трассы M-27… Чистые и холёные отдыхающие смотрели на меня, грязного, вонючего и ободранного с рюкзаком и огромным ножом на груди в ножнах, как на какого-то дикаря. Но меня это только забавляло, ведь, не могу сказать, что я в те моменты не был горд собой. «Вы идёте с моря к своим домикам и номерам, а потом говорите, что вы устали, пройдя лишь около километра. Я прошёл пятьдесят, но мне это только в радость!», – думал я про себя.

    А вот и показалась главная приморская трасса – дорога M-27. Ещё пара километров вверх по ней, и я в санатории. Я шёл, думая о том, как буду отдыхать в номере, о том, как потом всем расскажу про красоты и неописуемые виды Северного Кавказа, о том, что как здорово не остаться там, в горах, навсегда… Ещё полчаса и я дома. А там уже соседи и товарищи с вопросами и я – с глупой улыбкой, так непонятной окружающим, но так понятной мне – ведь я выжил и вернулся, а это, всё-таки, хорошо.

Вечер над трассой М-27.

Эпилог.

    И хотя я не достиг цели, не дошёл до дольменов, я не жалею, что пошёл в этот поход. Позже ещё не один день я изучал карту и спутниковые снимки, пытаясь понять, как же так получилось, что дольмены на пути не встретились, почему там не было дороги, и откуда взялась вторая река у водопада, которой и быть-то вообще там не должно. Эти вопросы не давали мне покоя. В конце концов, я понял, что до дольменов не дошёл не более 500 метров и что надо было идти дальше по дороге, а не сворачивать на рубленый лес. Понял я потом, благодаря спутниковым снимкам, что я блуждал на склонах к западу от Небуга. А ещё я решил, что точно дойду до дольменов в следующий раз, только уже другим маршрутом, по рекам Понежина и Хошепс.

    Но самое главное – я понял, почему Кавказ так пленяет души, почему его так любили Лермонтов, Бодров и многие другие. Эти виды, эти горы, реки, водопады, даже небо над ними – это всё особое. Там, на вершине, ощущаешь вечность, ощущаешь мир иначе, чем в другое время и в другом месте. Это как рай, только не тот, что рисуют в книжках. Это рай пусть и мнимой и недолгой, но, всё-таки, в те моменты – полной свободы и покоя. Мудрость времени и этих гор со всех сторон будто бы вливается внутрь и это никак не пропустить мимо. В такие моменты думаешь: «Вот она – реальная жизнь! Не те мелочно-низменные прения, не те проблемки и разговоры ни о чём, нет. Жизнь там, где покой и счастье, там, где свобода и свет. А тут всё это и сразу. Тут рай, хоть и недолгий…»

    Кавказ захватил и частичку моей души, оставив неизгладимые впечатления и преподав мне серьёзный урок. Я уже, возвращаясь домой, точно знал – я ещё вернусь в эти места. Удивительно: был на море, а самые сильные впечатления остались от гор. Но это того стоило. Великие силы и великий покой, древняя мудрость и смелость – всё в них. Я пережил в один день больше, чем в некоторые месяцы и даже годы жизни. Ради таких вот моментов, таких дней стоит жить.

Чёрное море. Вечер.

1 комментарий:

  1. дольмены находятся на высоте около 500метров над уровнем моря. Был там. Координаты гугл 44.258675, 39.025730

    ОтветитьУдалить